Скандинавские руны: правила гадания и расклады
Из этой статьи вы узнаете:
Как правильно гадать на скандинавских рунах
Как подготовиться к гаданию на скандинавских рунах
Каковы значения скандинавских рун для гадания
Какие расклады скандинавских рун считаются наиболее популярными
Руны – это старинные символы. Они возникли на землях нынешней Скандинавии в первом веке нашей эры. Древние жители холодных регионов применяли их не только для передачи информации, а использовали и в тайных обрядах, для гадания. Гадания на скандинавских рунах являются наиболее достоверными. Они рассказывают о будущем человека. Помимо этого, каждый из этих знаков является своеобразным оберегом, который укроет от опасности, поможет в сложном деле. Давайте рассмотрим нюансы гадания на рунах.
Специфика гадания на скандинавских рунах
В разных переводах «руна» – это «тайна» или «таинственно шептать». Издревле скандинавским символам приписывались магические свойства. Они были ключом, открывающим дверь в мир загадок и мистики. По сей день историки не могут однозначно сказать, где и когда возникли рунические знаки.
Скандинавские северные традиции повествуют о том, что руны создал бог Один. Он залез на самую вершину священного дерева Иггдрасиль. Там пригвоздил себя копьем к стволу и в невыносимых мучениях провисел девять дней – по числу миров, согласно мифологии скандинавов.
На девятую ночь ему открылись все тайны мироздания и способность к руническому начертанию. Первые руны Один вырезал на стволе Иггдрасиля и окропил их своей кровью. Полученными знаниями он поделился со всеми: с богами, с людьми, с великанами и карликами.
Доподлинно неизвестен и механизм действия рунических символов. Сохранился только способ их написания. Скандинавские символы вырезали на деревянных вещах– на оружии, на кубках. Или рисовали на других предметах, вещах, коже. В особых ситуациях знаки чертили собственной кровью. Использовалась и магическая конструкция из нескольких рун, которую называли гальдрастав.
Рунический ряд имеет несколько видов. Среди них особенно популярны Старший и Младший Футарк. Для ритуалов использовали символы Старшего Футарка. Древние верили, что он обладает большой колдовской мощью. Руны Младшего применяли в письменах.
Статьи, рекомендуемые к прочтению:
Старший Футарк состоит из 24 знаков. Все они разделены на блоки по 8 символов в каждом. Блок именуется эттир или атт. Все символы разделены на три атта не просто так. Каждый атт соответствует трем вселенным в Скандинавских легендах. Асгард – обитель богов, Мидгард – обитель человечества, Хель – подземный мир. Рунам даны имена скандинавских богов.
Первый атт носит имя Фрейи – богини плодородия, любви и красоты. В первый атт входят руны, которые имеют отношение к созданию вселенной. Феху – первый символ в этом атте. Означает «скот» или «благосостояние, достаток».
Второй атт носит имя Хеймдалля. Это бог из рода асов, который охраняет мост Биврест, соединяющий Асгард и Мидгард. Во второй атт включены скандинавские символы, которые имеют отношение к жизни, смерти, подземному миру, круговороту всего сущего. Хагалаз – первый символ в этом атте. Означает «град» или разрушение, которое дает начало чему-то новому.
Третий атт носит имя Тюра. Это бог чести, смелости и отваги. В третий атт собраны руны, которые олицетворяют человечество: объединение народов, начало жизни, перемены, стремление к новому. Тейваз – первый символ в этом атте. Означает «стремление к справедливости».
Помимо основных символов, также применяют знак Одина. Это руна, у которой нет графического рисунка.
Значения скандинавских рун в гадании
Объяснить значение рун – это рассказать понятными фразами вселенский посыл конкретного символа. Важно правильно истолковать знак, которым отвечает руна на ваш вопрос. Ведь скандинавская буква предсказывает не только будущее. Она помогает что-то поменять в вашем окружении, в ваших мыслях и желаниях.
Raskladka Verdandi
Как изменить судьбу обращаясь к Норнам
Норны – в скандинавской мифологии женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и, вероятно, помогающие при родах.
Есть три норны: Урд – судьба или прошлое, – Вертанди – становление или настоящее – и Скульд – долг или будущее, – живущие у источника в корнях Мирового дерева и дерева судьбы Иггдрасиль, которое они ежедневно опрыскивают влагой из источника. Эти три небесные норны управляют судьбой мира, между тем как считается в некоторых источниках, при рождении каждого человека присутствуют три его личные норны, определяющие его судьбу, вырезая особые письмена – руны. Они, подобно римским паркам, прядут нить человеческих судеб.
Для ритуала надо выбрать место в лесу под большим деревом. Данный рунический обряд изменения судьбы проводить в сумерках (перед рассветом или после заката).
- Нужен костер.
- Ладья для жертвы (можно сделать из маленькой дощечки или бересты, можно купить стилизованную ладью).
- Три клубка пряжи трех цветов (рыжая, черная и белая), (клубки должны быть маленькими).
- Семена ясеня (это подношение духу, который несет весть Норнам, что к ним обращаются).
- Перед началом действия все колющие и режущие предметы воткнуть в землю или присыпать землей.
Разведите костер и, когда он будет высоко гореть, бросьте в огонь семена ясеня. После этого можно начинать сплетать свою новую судьбу, прося Норн о том, чтобы они были свидетельницами и помощницами.
Когда семена брошены, читают:
«То, что сверху и то что снизу вместе с тем, что посредине, – нити судьбы. В моей жизни, для всех жизней. Сплетаю свою судьбу ладно, как эти нити, но рано или поздно увижу конец»
После начинают плести шнурок или пояс, если есть конкретные желания, их необходимо точно «проговорить» Норнам. Размер и длительность процесса полностью на личные предпочтения.
После того как шнурок или пояс будет сплетен (первый узел завязывается пред плетением, второй по его окончании), пояс размещается на стилизованной ладье и оставляется под деревом или если есть возможность, отправляется по реке.
При этом читают:
«Солнце встает (садится), время течет, Норны судьбы сплетают. Сплетаю себе новые дороги, как новые нити, на благо и наследие. Норн жизни прошу очистить мой путь для свободной дороги. Для удачной дороги, нити сплетены. Теперь есть лишь хороший путь, luti ek helgum dome. (Я поклоняюсь святой судьбе)»
Несколько ночей после этого надо внимательно относиться ко снам, они будут вещими и будут содержать подсказки и знаки того, что надо сделать для воплощения рунического обряда изменения судьбы в реале.
Шаманы, работающие с норнами, — редкость. Хотя в принципе норны и не против того, чтобы учить некоторых смертных, они (в отличие, пожалуй, от всех остальных богов), выбирают себе в служители очень и очень немногих людей-духовидцев и не нуждаются в почитателях. Вероятно, одна из причин — в том, что все мы для них — просто нити, которые рано или поздно будут перерезаны (да, как и большинство инеистых турсов, норны бессердечны), а другая — в том, что люди им попросту не нужны. Они неумолимы, как и любое божество смерти, и даже еще более безличны. Но им ведомо все, что только может знать Судьба, и у них есть чему научить нас — если только они сами этого пожелают. Традиционные подношения норнам — изделия из нитей ручной работы, изготовленные вами самостоятельно или, если вы этого не умеете, купленные за большие деньги. Если вы хотите установить с норнами связь и, особенно, мечтаете когда-нибудь освоить Работу с Нитями, очень полезно научиться прясть с помощью стеатитового веретена, какими пользовались в эпоху викингов.
Призывание Судеб
- Пряди из истины речи,
- Пряди из речей судьбу,
- Пряди из судьбы удачу,
- Пряди из удачи жизнь.
- Спряди моей жизни нить, тонкую, крепкую нить,
- Хозяйка веретена,
- Твоя нить — мой исток и начало!
- Тки из истины зренье,
- Тки из зрения разум,
- Тки из разума дух
- Тки из духа полотнище жизни,
- Сотки моей жизни узор, разноцветный и яркий,
- О Госпожа челнока,
- Твой ковер — сама моя жизнь!
- Режь: правду — от лжи,
- Режь: ложь — от обличий,
- Режь: обличья — от плоти,
- Режь: плоть — от живого,
- Отрежь мою плоть от жизни,
- Когда подойдет мой срок,
- О Владычица ножниц,
- В мудрой твоей руке —
- Рок мой
- И правда моя.
Обращение к Норнам
Когда в работе не помогают использование вязей, то необходимо обращаться к Норнам – Урд, Верданди и Скульд.
- три свечи, натертые соком травы гречавки;
- блюдо;
- клубок белой пряжи (ниток);
- чистый лист бумаги;
- чаша с водой;
- блюдце с землей (в идеале из-под дерева);
- руна Перто, вырезанная на ясеневой дощечке.
Свечи расставляются полукругом и зажигают, начиная с центральной, затем левая и правая. Руна Перто кладется рядом с собой, стальные предметы раскладываются произвольно. После того, как все разложено и зажжены свечи, читается обращение к Норнам:
«Urd, Verdandy, Skuld, þrír maidens heyra örlög аppsprættæ fæða eða hafnað, samþykkt og»
«Урд, Верданди,Скульд,трир майденс хейра ойрлег аппспрэттэ фэда еда хафнад самтукк ог»
«Урд, Верданди, Скульд, три девы судьбы, питающие источник, услышьте и не отклоните, утвердите и исполните»
Далее берется лист бумаги и на нем пишется т, что вы хотите изменить. Если не известно, что нужно изменить, чтобы жизнь улучшилась, то описываете общий смысл, к чему вы стремитесь в своей жизни. Берете моток пряжи и наматываете на этот лист со своей просьбой. Мотаете от себя и проговариваете то, что вам необходимо. Лист посыпаете землей и капаете несколько капель воды на него. Далее кладете сверху руну Перто. И читаете еще раз обращение к Норнам. Руна лежит на листе 5-7 минут. Мысленно проговариваете то, что необходимо изменить. Убираете руну, кладете лист на блюдце и сжигаете, проговаривая заклинание:
«Og standa við örlög þriggja Virgins, fæða аppsprættæ, góður mér, og breyting var þar, en spáð hefur verið bequeated og veitt.»
«Ог станда вид ойрлег тригхъа Виргинс фэда аппспрэттэ,гоедур мер ог брейтинг вар тар,ен спад хефур верид бекюэтед ог вейт»
«И пребудут три девы судьбы, питающие источник, милостливы ко мне,и изменят начертанное,но не предреченное,завещано было и исполнится.»
Свечи гасятся в том же порядке, в каком зажигались. Руна Перто хранится в отдельном мешочке из белой ткани. Огарки свечей вместе с пеплом закапываются в землю под любым деревом. Под этим же деревом оставляются дары – три любых на ваше усмотрение.
Розенкрейцеры – древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.
Развитие своих «экстрасенсорных мышц» – это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.
Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.
Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.
Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.
До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.
Азелта Санктум. Портал об эзотерических секретах
Скандинавские руны: правила гадания и расклады
Из этой статьи вы узнаете:
Как правильно гадать на скандинавских рунах
Как подготовиться к гаданию на скандинавских рунах
Каковы значения скандинавских рун для гадания
Какие расклады скандинавских рун считаются наиболее популярными
Руны – это старинные символы. Они возникли на землях нынешней Скандинавии в первом веке нашей эры. Древние жители холодных регионов применяли их не только для передачи информации, а использовали и в тайных обрядах, для гадания. Гадания на скандинавских рунах являются наиболее достоверными. Они рассказывают о будущем человека. Помимо этого, каждый из этих знаков является своеобразным оберегом, который укроет от опасности, поможет в сложном деле. Давайте рассмотрим нюансы гадания на рунах.
Специфика гадания на скандинавских рунах
В разных переводах «руна» – это «тайна» или «таинственно шептать». Издревле скандинавским символам приписывались магические свойства. Они были ключом, открывающим дверь в мир загадок и мистики. По сей день историки не могут однозначно сказать, где и когда возникли рунические знаки.
Скандинавские северные традиции повествуют о том, что руны создал бог Один. Он залез на самую вершину священного дерева Иггдрасиль. Там пригвоздил себя копьем к стволу и в невыносимых мучениях провисел девять дней – по числу миров, согласно мифологии скандинавов.
На девятую ночь ему открылись все тайны мироздания и способность к руническому начертанию. Первые руны Один вырезал на стволе Иггдрасиля и окропил их своей кровью. Полученными знаниями он поделился со всеми: с богами, с людьми, с великанами и карликами.
Доподлинно неизвестен и механизм действия рунических символов. Сохранился только способ их написания. Скандинавские символы вырезали на деревянных вещах– на оружии, на кубках. Или рисовали на других предметах, вещах, коже. В особых ситуациях знаки чертили собственной кровью. Использовалась и магическая конструкция из нескольких рун, которую называли гальдрастав.
Рунический ряд имеет несколько видов. Среди них особенно популярны Старший и Младший Футарк. Для ритуалов использовали символы Старшего Футарка. Древние верили, что он обладает большой колдовской мощью. Руны Младшего применяли в письменах.
Статьи, рекомендуемые к прочтению:
Старший Футарк состоит из 24 знаков. Все они разделены на блоки по 8 символов в каждом. Блок именуется эттир или атт. Все символы разделены на три атта не просто так. Каждый атт соответствует трем вселенным в Скандинавских легендах. Асгард – обитель богов, Мидгард – обитель человечества, Хель – подземный мир. Рунам даны имена скандинавских богов.
Первый атт носит имя Фрейи – богини плодородия, любви и красоты. В первый атт входят руны, которые имеют отношение к созданию вселенной. Феху – первый символ в этом атте. Означает «скот» или «благосостояние, достаток».
Второй атт носит имя Хеймдалля. Это бог из рода асов, который охраняет мост Биврест, соединяющий Асгард и Мидгард. Во второй атт включены скандинавские символы, которые имеют отношение к жизни, смерти, подземному миру, круговороту всего сущего. Хагалаз – первый символ в этом атте. Означает «град» или разрушение, которое дает начало чему-то новому.
Третий атт носит имя Тюра. Это бог чести, смелости и отваги. В третий атт собраны руны, которые олицетворяют человечество: объединение народов, начало жизни, перемены, стремление к новому. Тейваз – первый символ в этом атте. Означает «стремление к справедливости».
Помимо основных символов, также применяют знак Одина. Это руна, у которой нет графического рисунка.
Значения скандинавских рун в гадании
Объяснить значение рун – это рассказать понятными фразами вселенский посыл конкретного символа. Важно правильно истолковать знак, которым отвечает руна на ваш вопрос. Ведь скандинавская буква предсказывает не только будущее. Она помогает что-то поменять в вашем окружении, в ваших мыслях и желаниях.
Raskladka Verdandi
Как изменить судьбу обращаясь к Норнам
Норны – в скандинавской мифологии женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и, вероятно, помогающие при родах.
Есть три норны: Урд – судьба или прошлое, – Вертанди – становление или настоящее – и Скульд – долг или будущее, – живущие у источника в корнях Мирового дерева и дерева судьбы Иггдрасиль, которое они ежедневно опрыскивают влагой из источника. Эти три небесные норны управляют судьбой мира, между тем как считается в некоторых источниках, при рождении каждого человека присутствуют три его личные норны, определяющие его судьбу, вырезая особые письмена – руны. Они, подобно римским паркам, прядут нить человеческих судеб.
Для ритуала надо выбрать место в лесу под большим деревом. Данный рунический обряд изменения судьбы проводить в сумерках (перед рассветом или после заката).
- Нужен костер.
- Ладья для жертвы (можно сделать из маленькой дощечки или бересты, можно купить стилизованную ладью).
- Три клубка пряжи трех цветов (рыжая, черная и белая), (клубки должны быть маленькими).
- Семена ясеня (это подношение духу, который несет весть Норнам, что к ним обращаются).
- Перед началом действия все колющие и режущие предметы воткнуть в землю или присыпать землей.
Разведите костер и, когда он будет высоко гореть, бросьте в огонь семена ясеня. После этого можно начинать сплетать свою новую судьбу, прося Норн о том, чтобы они были свидетельницами и помощницами.
Когда семена брошены, читают:
«То, что сверху и то что снизу вместе с тем, что посредине, – нити судьбы. В моей жизни, для всех жизней. Сплетаю свою судьбу ладно, как эти нити, но рано или поздно увижу конец»
После начинают плести шнурок или пояс, если есть конкретные желания, их необходимо точно «проговорить» Норнам. Размер и длительность процесса полностью на личные предпочтения.
После того как шнурок или пояс будет сплетен (первый узел завязывается пред плетением, второй по его окончании), пояс размещается на стилизованной ладье и оставляется под деревом или если есть возможность, отправляется по реке.
При этом читают:
«Солнце встает (садится), время течет, Норны судьбы сплетают. Сплетаю себе новые дороги, как новые нити, на благо и наследие. Норн жизни прошу очистить мой путь для свободной дороги. Для удачной дороги, нити сплетены. Теперь есть лишь хороший путь, luti ek helgum dome. (Я поклоняюсь святой судьбе)»
Несколько ночей после этого надо внимательно относиться ко снам, они будут вещими и будут содержать подсказки и знаки того, что надо сделать для воплощения рунического обряда изменения судьбы в реале.
Шаманы, работающие с норнами, — редкость. Хотя в принципе норны и не против того, чтобы учить некоторых смертных, они (в отличие, пожалуй, от всех остальных богов), выбирают себе в служители очень и очень немногих людей-духовидцев и не нуждаются в почитателях. Вероятно, одна из причин — в том, что все мы для них — просто нити, которые рано или поздно будут перерезаны (да, как и большинство инеистых турсов, норны бессердечны), а другая — в том, что люди им попросту не нужны. Они неумолимы, как и любое божество смерти, и даже еще более безличны. Но им ведомо все, что только может знать Судьба, и у них есть чему научить нас — если только они сами этого пожелают. Традиционные подношения норнам — изделия из нитей ручной работы, изготовленные вами самостоятельно или, если вы этого не умеете, купленные за большие деньги. Если вы хотите установить с норнами связь и, особенно, мечтаете когда-нибудь освоить Работу с Нитями, очень полезно научиться прясть с помощью стеатитового веретена, какими пользовались в эпоху викингов.
Призывание Судеб
- Пряди из истины речи,
- Пряди из речей судьбу,
- Пряди из судьбы удачу,
- Пряди из удачи жизнь.
- Спряди моей жизни нить, тонкую, крепкую нить,
- Хозяйка веретена,
- Твоя нить — мой исток и начало!
- Тки из истины зренье,
- Тки из зрения разум,
- Тки из разума дух
- Тки из духа полотнище жизни,
- Сотки моей жизни узор, разноцветный и яркий,
- О Госпожа челнока,
- Твой ковер — сама моя жизнь!
- Режь: правду — от лжи,
- Режь: ложь — от обличий,
- Режь: обличья — от плоти,
- Режь: плоть — от живого,
- Отрежь мою плоть от жизни,
- Когда подойдет мой срок,
- О Владычица ножниц,
- В мудрой твоей руке —
- Рок мой
- И правда моя.
Обращение к Норнам
Когда в работе не помогают использование вязей, то необходимо обращаться к Норнам – Урд, Верданди и Скульд.
- три свечи, натертые соком травы гречавки;
- блюдо;
- клубок белой пряжи (ниток);
- чистый лист бумаги;
- чаша с водой;
- блюдце с землей (в идеале из-под дерева);
- руна Перто, вырезанная на ясеневой дощечке.
Свечи расставляются полукругом и зажигают, начиная с центральной, затем левая и правая. Руна Перто кладется рядом с собой, стальные предметы раскладываются произвольно. После того, как все разложено и зажжены свечи, читается обращение к Норнам:
«Urd, Verdandy, Skuld, þrír maidens heyra örlög аppsprættæ fæða eða hafnað, samþykkt og»
«Урд, Верданди,Скульд,трир майденс хейра ойрлег аппспрэттэ фэда еда хафнад самтукк ог»
«Урд, Верданди, Скульд, три девы судьбы, питающие источник, услышьте и не отклоните, утвердите и исполните»
Далее берется лист бумаги и на нем пишется т, что вы хотите изменить. Если не известно, что нужно изменить, чтобы жизнь улучшилась, то описываете общий смысл, к чему вы стремитесь в своей жизни. Берете моток пряжи и наматываете на этот лист со своей просьбой. Мотаете от себя и проговариваете то, что вам необходимо. Лист посыпаете землей и капаете несколько капель воды на него. Далее кладете сверху руну Перто. И читаете еще раз обращение к Норнам. Руна лежит на листе 5-7 минут. Мысленно проговариваете то, что необходимо изменить. Убираете руну, кладете лист на блюдце и сжигаете, проговаривая заклинание:
«Og standa við örlög þriggja Virgins, fæða аppsprættæ, góður mér, og breyting var þar, en spáð hefur verið bequeated og veitt.»
«Ог станда вид ойрлег тригхъа Виргинс фэда аппспрэттэ,гоедур мер ог брейтинг вар тар,ен спад хефур верид бекюэтед ог вейт»
«И пребудут три девы судьбы, питающие источник, милостливы ко мне,и изменят начертанное,но не предреченное,завещано было и исполнится.»
Свечи гасятся в том же порядке, в каком зажигались. Руна Перто хранится в отдельном мешочке из белой ткани. Огарки свечей вместе с пеплом закапываются в землю под любым деревом. Под этим же деревом оставляются дары – три любых на ваше усмотрение.
Розенкрейцеры – древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.
Развитие своих «экстрасенсорных мышц» – это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.
Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.
Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.
Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.
До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.
Азелта Санктум. Портал об эзотерических секретах
Норны
Норны – Сестры Вюрда – Богини Судьбы
В мифологической системе древних скандинавов норны – это богини-воплощения судьбы. Вопреки расхожему мнению норн не три, а гораздо больше, хотя наиболее известными из них являются те, что упомянуты в «Младшей Эдде» как хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль – Урд, Верданди и Скульд.
В части «Видение Гюльви» Стурлусоновой Эдды сказано, что норн – великое множество, своя норна приходит к каждому человеку, как только он рождается на свет, «наделяя его судьбой». При этом норны не являются представителями особой расы или вида, согласно эддическому тексту многие из них ведут свой род «от богов» (если здесь подразумеваются жители Асгарда, то это не только собственно асы, но и ваны, и йотуны), другие – от людей, третьи – от темных альвов. Более того, некоторые норны, вероятно, могут совмещать несколько функций, как это делает Скульд, являющаяся одновременно и норной, и валькирией (этот момент Ганглери поясняет в части «Видение Гюльви», рассказывая о богинях и валькириях).
О происхождении слова «норны» («nornir» на древнескандинавском) нет единого мнения. Оно может происходить от диалектной шведской словоформы «nyrna», что значит «сообщать по секрету», либо восходит к индоевропейскому глаголу «ner» (в переводе – «вращать» или «вить», здесь может подразумеваться метафора о том, что норны вьют судьбы людей). На закате англосаксонского периода норн часто называли Сестрами Вюрда, здесь германское слово «wyrd» (или «würd») переводится как «судьба» и, очевидно, связано с древнескандинавской формой «urd», имеющей аналогичное значение.
Вероятно, образ норн гораздо древнее их названия. Для европейских культур этот образ универсален, трех богинь, воплощающих судьбу, можно встретить в мифологии Древнего Рима (Парки), Древней Греции (Мойры), Древней Руси (Мокошь, Доля и Недоля). Однако в отличие от, к примеру, славянских богинь, между норнами нет «разделения обязанностей», каждая из них отвечает за судьбу как таковую. При этом норны лишь создают судьбы, но не влияют на них (в отличие от Парок и Мойр).
Примечательно, что норны не были созданы Одином, Вили и Вё в тот момент, когда первые асы творили мир. Более того, деятельность норн универсальна – механизму судьбы, которым они управляют, подчиняются все – смертные и боги. Даже Один неоднократно посещает норн, прося у них совета (в одно из таких посещений Урд предсказывает, что Всеотец погибнет в пасти Фенрира).
Норны в эддических текстах
Согласно тексту «Младшей Эдды», норны Урд, Верданди и Скульд живут в блистательном дворце, который расположен у источника Урд («Urðarbrunnr» на древнескандинавском, что переводится как «источник судьбы»). Сам источник находится под одним из трех корней Иггдрасиля, под тем корнем, который уходит в Асгард. Ганглери в «Ведении Гюльви» говорит о том, что эти норны «судят судьбы людей». Вероятно, это верховные норны, каждая из которых не отвечает за судьбу отдельного человека, но контролирует судьбу мира в целом («вюрд» как принцип).
В части «Прорицание вельвы» из «Старшей Эдды» говорится о том, что Урд, Верданди и Скульд возникли из источника Урд, они «резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя». Там же указано, что эти норны помнят «первую войну», то есть изначальное противостояние асов и ванов. Это говорит о том, что Урд, Верданди и Скульд, вероятно, являются одними из древнейших существ в скандинавской космогонии.
Три норны следят за тем, чтобы мировой ясень Иггдрасиль не засох, они каждый день поливают дерево водой, которую собирают с берегов Урда (в Эдде подмечено, что они черпают воду вместе с грязью, что скапливается у берегов источника). В том же эпизоде указано, что вода из Урда настолько священна, что все, попадающее в нее, становится светлым и прозрачным.
В саге «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» Сигурд указывает дракону на то, что норны приходят к людям в момент их рождения («кто эти норны, что могут прийти к женам рожающим?»). Эти слова подтверждаются в другой эддической саге, «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», где говорится, что норны явились к Богхильд, родившей Хельги, и предрекли ее сыну судьбу великого полководца. На основании этих фрагментов некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюльгья (в древнескандинавской традиции так именуются женские духи-хранители, близкие к образу валькирий, но восходящие, очевидно, к архетипу праматери).
Норна Урд
Как уже отмечалось, имя этой норны («urd» на древнескандинавском) переводится как «судьба». Это самая старая из норн, живущих у корней Иггдрасиля, обычно ее изображают старухой и соотносят с понятием «прошлое». Предположительно норна Урд может быть самым непосредственным образом связана с уже упомянутым понятием «вюрд» («wyrd»), которое у северогерманских племен использовалось в двух значениях – «судьба» и «смерть». Именно норну Урд принято считать персонификацией рока, именно она предрекает Одину гибель.
Норна Верданди
С древнескандинавского языка имя этой норны можно перевести как «становление» («Verðandi» или «Werdandi»). По старшинству это средняя из трех норн, ее изображают женщиной умеренного возраста, традиционно соотнося с понятием «настоящее». Также является воплощением принципа «вюрд», но уже в контексте активной деятельности, то есть речь идет о судьбе, которую человек определяет себе сам, совершая те или иные действия.
Норна Скульд
С древнескандинавского «Skuld» традиционно переводят как «долг», хотя Франсуа-Хавьер Дилманн и ряд других скандинавоведов приводят еще два варианта перевода – «возможное будущее» и «чувство вины». Все три перевода близки в своих семантических аспектах, но Дилманн сомневается в том, что образ Скульд – изначальный, как образы Урд и Верданди.
Исследователь предполагает, что имя Скульд и соответствующий ей персонаж (самая молодая из трех норн, традиционно изображается как юная дева) могли появиться в сагах под влиянием тройственной концепции «прошлое-настоящее-будущее», которая была привнесена в скандинавскую традицию извне. С другой стороны, данное предположение может касаться лишь имени норны, но не ее образа. Кроме того, это единственная из трех норн, которая в эддических текстах встречается в обличии валькирии (и это не одноименный персонаж, а именно та самая норна, в соответствующем фрагменте «Младшей Эдды» Снорри целенаправленно указывает на это).
Важно отметить и то, что традиционно норна Скульд воспринимается не как будущее в понятии неизбежности. Это именно «возможное будущее», то есть один из его вариантов, который может и не произойти, если не будут совершены определенные действия.
Таким образом, норны являются самобытным, но не оригинальным элементом древнескандинавской космогонии. Подобные персонажи встречаются в мифологиях практически всех древних культур. То же касается трех норн Иггдрасиля – Урд, Верданди и Скульд. Однако объединяющая их концепция «вюрда», тесно связанная с шаманической традицией европейского севера, выступает явлением уникальным. Вероятно, его ближайшим аналогом может являться представление о совести в этической традиции каббалы.
Норны из Древней Скандинавии
Около источника Урд, что бьёт возле одного из корней Мирового дерева, сидят норны. Они ведают судьбами всего живого во Вселенной, которую обрисовали древние скандинавы.
В германо-скандинавской мифологии норны предстают в образе трёх женщин. Одна из них, старуха по имени Урд, символизирует прошлое, или судьбу. Вторая, женщина средних лет Верданди — настоящее, или становление. Третья, юная Скульд — будущее, или долг.
Норны — волшебницы, наделённые даром определять судьбы людей, богов и всего мира. Германо-скандинавские предсказательницы аналогичны древне-греческим мойрам Клото, Лахесис и Антропос и паркам из древнеримской мифологии, которых зовут Нона, Децима и Морта.
Норны действуют согласно единому вселенскому закону — Орлога. Они прядут пряжу, из которой плетут нити судьбы. И никто не знает, из чего сделала та пряжа и когда они успевают обрисовать судьбы всего сущего.
Как известно, в сказках ход времени не соответствует земному, поэтому можно предположить, что норны многое успевали.
Скульд, например, вместе с валькириями, девами-воительницами, участвовала в земных боях, определяла, кому из воинов предстоит пасть в сражении.
Урд, помимо плетения нитей, охраняла молодильные яблоки, растущие на Мировом дереве. Эти яблоки имела право срывать только богиня Идунн. Она выдавала яблоки асам, чтобы они были бессмертными.
В работу норн входил и уход за Мировым деревом: они поливали из источников его корни и подсыпали плодородную землю, чтобы дерево всегда было зелёным.
Часто упоминается, что в источнике Урд жили два лебедя, о которых заботились норны. От этих лебедей произошли все земные лебеди.
Считалось, что норны, надев лебединое оперение, появлялись среди людей, предсказывали им судьбы и давали мудрые советы.
К норнам каждый день приходили боги. Они любили беседовать с ними и слушать их предсказания.
Вот как описаны норны в Старшей Эдде (перевод В. Тихомирова): Там же явились три девы-провидицы, там поселились под древом они: первая Урд, Верданди тоже (резали жребья), а третья Скульд: судьбы судили, жизни рядили, всем, кто родится, узел нарекали…
Интересно, что читая мифы, наталкиваешься на некоторые противоречия. Например, с яблоками: здесь Мировое дерево — ясень, как же на нём растут яблоки? Наверное, вся хитрость в том, что миф — как сказка, в нём возможно всё.
Но, невзирая на противоречия, суть заключается в том, что посредством мифов древние выстраивали, и притом достаточно логически, увязанную картину мироустройства.
Возможно, первые разумные существа (которых создали боги) были более развиты чем современный человек. Вспомним про хранящееся во льдах семя жизни. Кто его знает, какой носитель информации там хранился — ДНК-код или что-то, что нам ещё и не снилось.
И когда благодаря этому «семени» появилось живое существо, оно могло обладать огромной информацией о прошлых высокоразвитых цивилизациях на Земле, и не только на ней. Со временем древним людям надо было как-то преподнести структуру Вселенной, вот и возникали мифы, которые с веками обрастали фантазиями взрослеющего человечества.
Такие вот появились у меня фантазии при чтении мифов.
Некоторые мифологи пишут, что пряжу волшебницы делают из облаков и туманов, стелющихся по горным вершинам. В этом моменте столько вариантов! Миф, он ведь и есть миф. А почему бы не предположить, что норны брали кудель для своей пряжи из морской пены и солнечных лучей, из росы и сока растений, из трав и лепестков цветов, из паутинки и шерсти животных…
Вернёмся к мифологическим норнам. Иногда норн представляют как тройственную богиню, при этом главной является Урд, как несущая память и мудрость прошлого. Две другие — её ипостаси: Верданди воплощает плодородие, материнство, а дева Скульд — разрушительную силу, она перерезает нити человеческих жизней.
Некоторые исследователи предполагают, что норны происходят от саамских богинь судьбы — Сарахкки, Юоксаахкки и Уксаахкки.
Внешний вид норн также описывается по-разному: то как неряшливо одетых женщин, полностью погружённых в свою работу, то как красивых волшебниц-предсказательниц. Думается, второй вариант — более поздний. Тогда люди начали относиться к мифам как с сказкам и появилась красочность в описаниях.
Кроме того, существовало поверье, что каждый человек имел свою норну, которая отвечала за его судьбу. Личные норны были сродни духам-покровителям, которые присутствовали при рождении человека и оберегали его на жизненном пути.
Со временем люди начали верить, что предсказания норн — не окончательный вердикт, и человек способен сам творить свою судьбу. В этом моменте прослеживается мысль о неизведанных и неограниченных возможностях человека, о представлении его как части единого сущего.
В Средние века и намного позднее норны не потеряли своей популярности. Открытый в 1876 году астероид был назван Урд, в честь старшей норны. Открытый в 1906 году — Вернанди, в честь норны, олицетворяющей настоящее.
В сказке «Спящая красавица» норны являются прототипами трёх волшебниц-фей, предсказывающих судьбу принцессе, а в трагедии Шекспира «Макбет» они выступают в роли трёх ведьм-вещуний. В опере Рихарда Вагнера «Гибель богов» норны предсказывают судьбу мира и богов.
И в заключение — кратко об основном предсказании норн, об окончании золотого века.
Урд предсказала, что жажда наживы и золота овладеет сердцами людей, и золотой век окончится. Вернанда добавила, что люди будут обманывать и убивать друг друга ради золота. А Скульд, ведающая будущим, сказала, что пройдёт время, и золото потеряет власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы.
Старшая норна продолжила предсказание, она заявила, что золото ослепит не только людей, но и богов, и они тоже будут враждовать между собой. Средняя добавила, что великаны начнут войну с богами, в результате погибнут и боги, и великаны. Третья норна сказала, что всё так и будет, но в живых останутся те боги, которые не нарушали клятв и остались чисты, они будут управлять новым счастливым миром.
Так и происходит в мире: одни цивилизации сменяются другими, одни боги приходят на смену другим. Так и будет продолжаться, пока жива наша планета.
Раскладка Дворака — личный опыт
Пытаясь усовершенствовать свою работу, чуть больше семи лет назад я пришел к раскладке Дворака и пользуюсь ей до сих пор. Хотя мне пришлось пойти на компромисс и отказаться от Дворака для программистов в пользу “классического”, в целом мне очень нравится, как спроектирована эта раскладка. Однако спроси меня сейчас, стоило ли оно того, я не порекомендую переходить.
Под катом о том, как я переучивался и с какими трудностями эксплуатации столкнулся. Напоследок несколько выводов по итогам 7 лет эксплуатации.
Самые неудобные шорткаты для левой руки.
В свое время я узнал о раскладке Дворака из подкаста Радио-Т.
В двух словах о раскладке Дворака
Самая распространенная раскладка для английского языка QWERTY – наследие времен пишущих машинок. Она была создана для первой популярной серийной машинки Remington 1, фактически, став самым первым стандартом.
Создатели QWERTY были вынуждены отталкиваться от технических ограничений конструкции первых машинок, пожертвовав темпом печати. На современной клавиатуре эти ограничения не имеют никакого смысла. Тут мы и приходим к раскладке Дворака, которая была спроектирована из соображений эргономики.
Дворак – не единственная альтернатива QWERTY для английского языка, но в ИТ-среде ее активно популяризуют, вероятно, благодаря существованию так называемого Дворака для программистов, адаптированного для набора кода.
Заинтересовавшись темой, я нашел видео у Sorax, где он в очень позитивном ключе отзывался об этой раскладке. Тогда я подумал: “Я же программист! Моя работа и заключается в том, чтобы много печатать”. И хотя скорость набора символов на английском языке у меня уже приближалась в среднем к 350 в минуту, решил поэкспериментировать. Тем более один из ведущих Радио-Т рассказывал, что пользуется Двораком наряду с QWERTY, переключаясь по необходимости, как мы переключаемся между английским и русским языками. Я предполагал действовать также – не терять QWERTY.
Как я заново учился печатать
Свои эксперименты я начал с Дворака для программистов под Ubuntu. Эта версия раскладки отличается важными мелочами – более удобным для кодинга расположением часто используемых скобок и цифр.
В тот период жизни работа позволяла мне экспериментировать. И убедившись, что на ближайшие часы у меня нет срочных задач, я сменил раскладку.
Для первой тренировки я использовал пакет dvorak7min. В нем 29 упражнений, которые учат правильно печатать и помогают запомнить, как буквы расположены по рядам. Благодаря этому консольному инструменту часа за четыре я освоил основные принципы. После этого все свои рабочие задачи выполнял уже в раскладке Дворака.
Я не менял кейкапы и не клеил наклейки на клавиатуру из принципиальных соображений. Всегда был адептом слепой печати и считал, что главное не смотреть на кнопки, а учиться “в уме”. Это действительно ускорило переход.
Два-три часа в день я тратил на тренажер, пока не заскучал с dvorak7min. А потом пошел на клавогонки (klavogonki.ru), чтобы следить за прогрессом. Выбрал специальный английский словарь и начал постепенно его проходить. Когда скорость подросла до 200 символов в минуту, я перешел на обычный английский словарь и еще месяц гонял на нем.
Честно скажу, первое впечатление было необычным. В раскладке Дворака гораздо больше работает правая рука. Я правша, но в первое время чувствовал, как именно правая устает на больших текстах. Спустя полтора месяца я “подкачался” и догнал свои 350 символов в минуту на английском языке, но уже в раскладке Дворака. Далее скорость удалось поднять еще немного – примерно до 400 символов в минуту.
Кстати, QWERTY в первое время я действительно хорошо помнил и использовал по необходимости. Но по мере появления привычки к Двораку, переключаться на QWERTY стало тяжелее.
Первые сложности и компромисс
Практика показала, что сменить раскладку, даже на довольно распространенную, не так-то просто.
Как раз в то время я пробовал себя в качестве преподавателя – по вечерам ездил в один институт читать лекции о разработке программного обеспечения. Учитывая статус совместителя, у меня не было постоянного рабочего места, куда я мог бы установить Дворак для программистов. Нас постоянно перемещали между аудиториями.
Раскладка Дворака присутствует во всех основных ОС, но “Дворака для программистов” там по умолчанию нет. Устанавливать его на рабочее место в очередной аудитории запрещали доменные политики безопасности. В итоге вся вторая работа у меня проходила в QWERTY, что мешало эффективному переходу. Так мне пришлось пойти на первый компромисс – ограничиться использованием обычного Дворака, который можно было включить везде. Моя жизнь стала чуть легче, и в целом плюсы Дворака не исчезли. Но это был компромисс!
Вся эта ситуация показывает один важный момент – ты с раскладкой Дворака всегда “гость”. Поменяв раскладку на удобную тебе, в конце пары необходимо не забыть сменить ее обратно. Иначе следующий преподаватель вообще не поймет, что происходит – идея альтернативных раскладок не так популярна. Не все сообразят, почему ты набираешь одни буквы, а на экране появляются другие. Тебе постоянно придется объяснять окружающим, что происходит, и переключаться в QWERTY, чтобы они могли использовать твое рабочее место.
Мои выводы по итогам 7 лет использования Дворака
С Двораком руки действительно устают меньше
Раскладка Дворака действительно хорошо продумана.
Когда я привык к новому расположению символов, пришло понимание, что на больших текстах усталость ощущается меньше. Сейчас на русском языке мне сложнее печатать длинные тексты, чем на английском. Так что хотя бы один неоспоримый плюс у альтернативной раскладки есть.
Дворак усложняет взаимодействие с коллегами в офисе
Настоящие проблемы с раскладкой Дворака начинаются, когда ты работаешь в команде, физически располагающейся в одной локации, но не поддерживающей твой энтузиазм в направлении альтернативных раскладок. Плюсы того, что коллеги под боком и к ним всегда можно обратиться с вопросом или идеей, натыкаются на то, что вы не можете обмениваться рабочими местами.
Я единственный раз физически поменял кейкапы на клавиатуре как раз из-за коллег. В команде мы периодически практиковали парное программирование, когда вы сидите за одним компьютером, обсуждаете задачу, делаете наброски. Но когда кто-то берет твою клавиатуру и пытается что-то сделать, приходится долго объяснять, почему все не так, а потом включать QWERTY, чтобы коллега мог как-то печатать. Измененные кейкапы были своего рода внешним символом того, что не сможешь просто взять и печатать на этой клавиатуре.
Проблема, кстати, симметрична. Сам ты тоже не можешь быстро перейти на другое рабочее место. Садясь за компьютер коллеги, ты начинаешь медленно вспоминать QWERTY, печатая буквально двумя пальцами. Одно дело, когда коллега в курсе твоих экспериментов с раскладками, но совсем другое, если он видит тебя первый раз. Представьте, в команду приходит новый человек, ты помогаешь ему с разворачиванием проектов, берешь его клавиатуру, но это не Дворак. Ты понимаешь, что включать на данном этапе альтернативную раскладку ему нет смысла. Но он-то видит, как ты – специалист с опытом, который должен его онбордить – медленно подбираешь нужные буквы и путаешься в шорткатах. Это выглядит как минимум странно.
Я не зря сделал акцент на офисе. Сейчас, когда я перешел на полную удаленку, проблема ушла. Взаимодействие с коллегами построено иначе, никто не садится за мое рабочее место и мне не надо бегать между компьютерами. А у себя я могу использовать то, что мне удобно.
Хотите Дворака? Забудьте о шорткатах
Я очень люблю шорткаты на клавиатуре. Но пользуясь альтернативной раскладкой, ты обрекаешь себя на вечные проблемы с ними. И это очередная серия компромиссов.
Привычные шорткаты, созданные под работу одной рукой, в Двораке нажимаются иначе. Вот привык ты нажимать Ctrl+B в своем рабочем инструменте, но на тот же шорткат в Двораке срабатывает другая команда.
Самый простой путь справиться с этим – изменить привычное расположение пальцев, т.е. найти, где в Двораке расположена кнопка B. Я помню расположение клавиш машинально, и если не менять кейкапы, то каждый раз требуется усилие, чтобы осознать где именно располагается буквенная часть шортката.
Хорошо, если нужная буква окажется под той же рукой. Но вообще говоря, это не гарантировано. Например, все привыкли, что в vim буквы hjkl используются как стрелки. Но в Двораке они расположены там, где в QWERTY-раскладке находятся буквы cv и jp. В итоге перемещение по тексту в редакторе осуществляется двумя руками. Левая рука отвечает за движение вниз-вверх, правая – влево-вправо.
На картинке выше (повторю ее тут для удобства) я отметил буквы, шорткаты с которыми перестают быть удобным для левой руки. Зеленые – неудобно, красные – совсем беда. Тут приходится либо использовать две руки, либо учиться нажимать правый Ctrl (Command).
Шорткаты для левой руки в Двораке
Конечно, шорткаты можно перенастроить с помощью конфигурации используемых инструментов или ремапперов, вроде Karabiner Elements (для MAC). И я это делаю, но все не так просто.
Готовых схем шорткатов под используемые мной программы я не видел. Самостоятельно переназначать надо так, чтобы не “испортить” другие команды, т.е. парой самых необходимых действий не ограничишься. Это требует времени, а значит перенастраивать имеет смысл в тех инструментах, которые ты используешь продолжительное время и не собираешься менять. Их на самом деле не так много. В остальном софте придется пользоваться мышью или стандартными “не-Дворак” шорткатами.
Даже если ты все под себя настроил (или выучил стандартные шорткаты в новой раскладке), проблемы останутся.
Тебе надо постоянно следить за тем, какая включена раскладка – русская или английский Дворак. Потому что в русском языке шорткаты работают, как в QWERTY. Я пытался ремапить шорткаты так, чтобы они работали одинаково на русском и английском языках, но у меня ничего не вышло.
Да, есть некоторые универсальные сочетания, но они работают не на всех ОС. Например, если бы я пользовался Windows или Ubuntu, я мог бы копировать и вставлять информацию через Ctrl / Shift + Ins, которые работали бы вне зависимости от включенной раскладки. Но в MAC этот универсальный способ не работает.
Лично я 90% времени нахожусь в английской раскладке, поэтому приучил себя пользоваться некоторыми функциями – в частности, упомянутыми копированием и вставкой информации – только в Двораке. Правда, из-за этого я теперь не могу пользоваться теми же шорткатами на чужом рабочем месте (Ctrl+C и Ctrl+V в QWERTY в других местах).
Еще один слой проблем – поголовное отсутствие тестирования на не-QWERTY раскладках. Подсказки ввода, заботливый автоперевод языка, который есть в некоторых веб-формах, не будут корректно работать, потому что никто не адаптирует эти инструменты под Дворака.
Я недавно купил себе MAC на новом чипе. Установил WebStorm, который JetBrains под него адаптировал. Но когда я нахожусь в раскладке Дворака, шорткаты у меня срабатывают дважды. Выполняется и команда, зарезервированная за буквой в QWERTY-раскладке, и команда на Двораке. Придется ждать фикса.
Видимо, какие-то такие проблемы будут преследовать поклонника Дворака всегда. Ты будешь бета-тестером новых инструментов для альтернативных раскладок.
На мой взгляд оно того не стоит
Для меня итогом этого многолетнего эксперимента фактически стала лишняя сотня символов в минуту на английском языке.
Раскладка Дворака определенно имеет смысл для больших текстов на английском. Но уже после перехода я понял, что как программист не пишу большие тексты. 90% рабочего времени я читаю код (зачастую, чужой) и думаю над тем, как лучше писать, нежели как быстрее это делать. Кодогенерация фреймворков и сниппеты редакторов кода давно и хорошо решают проблемы с шаблонными кусками. Поэтому скорость набора для меня не так уж и важна. Если бы сейчас меня кто-то спросил, стоит ли переходить, я бы не рекомендовал. В большей степени я тогда хотел чего-то нового и необычного. И я это получил в полной мере.
У меня сложилось впечатление, что если бы я просто гонял на клавагонках на QWERTY-раскладке, получил бы те же 400 символов в минуту, затратив меньше усилий. Так что второй раз я бы не стал уже начинать этот эксперимент. Слишком много неожиданных подводных камней.
Вместо вывода
Несмотря на такую анти-рекомендацию, я не собираюсь переходить обратно. Дворак принес в мою жизнь разнообразие. Когда я перестал преподавать и ушел на удаленку, исчезла проблема взаимодействия с коллегами и перемещения между рабочими местами. А сам я привык к нюансам и в принципе мне все нравится.
Следующим экспериментом по совершенствованию работы для меня стал vim. Вместе с пониманием, что скорость печати не так принципиальна, я осознал, что гораздо важнее, насколько безошибочно ты пишешь и в целом насколько эффективно ты используешь свои основные инструменты (ту же IDEA). Vim позволяет работать с кодом более продуктивно и выполнять объемные операции с текстом через макросы. В этом смысле он дает гораздо больший прирост производительности.
У меня иногда закрадывается мысль отказаться от Дворака. Но я привык использовать некий симбиоз Дворака и vim. Если затею обратный переход, придется переучиваться.
Автор: Сергей Широковских (@hellomoto177), Максилект.