Как вырастит кристалл проект

Проект «Выращивание кристаллов»

Москаленко Анна
Проект «Выращивание кристаллов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

«ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

МБОУ СОШ №5 класс 4 «Г»

Руководитель: Москаленко А. С.

г. Светлый, 2014 год

Часть 1. Общие сведения по вопросу 1.1 Кристаллы, встречающиеся в природе

1.2 О чём говорят легенды

1.3 Применение кристаллов в науке и технике

Часть 2. Выращивание кристаллов в домашних условиях 2.1 Выращивание кристаллов медного купороса

2.2 Практическая работа по выращиванию кристаллов

Кристаллы – удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы – редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.

Нам стало интересно, возможно ли самим в домашних условиях вырастить кристаллы.

Вот так и появился наш проект.

Тема проекта «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Цель: выращивание кристаллов в домашних условиях

-изучить и систематизировать литературу по теме проекта;

познакомиться со способами выращивания кристаллов;

освоить методику выращивания кристаллов;

провести наблюдения за процессом кристаллизации;

создать мультимедийную презентацию по теме проекта

выступить с результатами проекта перед одноклассниками, обучающимися школы

Гипотеза :мы предполагаем, что вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.

Актуальность исследования: выращивание кристаллов интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека. И может быть, проведенное нами исследование повлечет за собой осознанный выбор будущей профессии кого-нибудь из нас.

Практическая значимость проекта состоит в создании классной коллекции «Кристаллы», составлении презентации с фотографиями выращенных кристаллов. Результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.

2. Сбор информации.

3. Выращивание кристаллов.

4. Оформление результатов исследования в форме мультимедийной презентации.

5. Презентация результатов проекта на внеклассном мероприятии для одноклассников,

6. Анализ полученных результатов.

В недрах земли люди порой находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то специально выпиливал, затем полировал, чтобы они приобрели именно такую форму. Речь идет о многогранниках с плоскими гранями и прямыми ребрами. Правильность и совершенство формы этих камней, а также безукоризненная поверхность их граней часто поражают человека своей красотой. Иногда, смотря на их, нам трудно поверить, что они образовались сами без участия человека. Именно такие камни с природной, не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Так что же такое кристаллы?

Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.

Но словом «кристалл» называют не только кристаллы замерзшей воды. Почти все камни, горные породы состоят из кристаллов. Руды металлов и сами металлы, выплавляемые из этих руд, соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни.

Первые сведения о горном хрустале мы находим у римского учёного Плиния Старшего (I век н. э., величайшего авторитета для учёных древности и средневековья.

В древности кристаллам приписывали всякие необыкновенные свойства. Считали, например, что кристалл аметиста навевает счастливые сны.

Изумруд спасает мореплавателей от бурь

Сапфир помогает при укусах скорпионов.

Алмаз бережёт от болезней.

Топаз приносит счастье в ноябре.

Гранат – в январе и т. д.

Человека, укушенного змеёй, заставляли съесть толчёный изумруд. Можно себе представить, как это помогало больному! Так рассуждать могли только в те времена, когда ещё не умели проверять свои утверждения опытом.

Древние обитатели Америки – инки – поклонялись как божеству большому кристаллу зелёного изумруда.

Англичанин Джером Горсей, (прожил в России с 1573 по 1591 год, посетивший Москву в XVI веке, рассказал в своих записках,как царь Иван Грозный показывал ему свои драгоценные камни: коралл, бирюзу, алмаз, морион (дымчатый горный хрусталь, изумруд, яхонт лазоревый (сапфир, яхонт красный (рубин).

(Иван Грозный показывает свои сокровища англичанину Горсею. Картина А. Д. Литовченко. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.)

Что такое кристаллы?

Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

Читайте также:  Вишня обыкновенная 'Студенческая низкорослая'

Изучением кристаллов занимается специальная (очень непростая) наука кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки.

Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, светящиеся многочисленными сколами кристаллы гипса нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.

Разнообразие кристаллов

Гигантские кристаллы в

шахте Найка, Мексика

Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных многогранников достигают подчас человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.

Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, на подобии величественных колонн.

Иногда образуются дендриты – это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.

Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый».Кристаллы могут иметь и разные размеры.

Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

Применение кристаллов

Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике – поваренной, или пищевой, солью. Ни с чем несравнимый вкус соли человек оценил давно. В древности страны, куда ее завозили, платили цену,равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище.

Таблетки – это спрессованные кристаллы. Усвоение, растворение таблеток зависит от того, какими гранями покрыты эти микрокристаллики. Витамины, оболочка нервов, белки, и вирусы – это все кристаллы.

Самый твердый и самый редкий из природных минералов – алмаз. Сегодня алмаз в первую очередь камень-работник, а не камень-украшение.

Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.

Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Кристалл кварца используется в телефонных трубках. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца – это и есть горный хрусталь т. е. прозрачные кристаллы кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов.

Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках 20 в.

Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры уже вытеснили пленочные фотоаппараты, жидкокристаллические телевизоры и мониторы постепенно изживают старые (В 1888 г. австрийский ботаник Реинедзер обнаружил, что при нагревании кристалл размягчался и в дальнейшем превращался в настоящую жидкость).

И сейчас ещё часто люди, рассматривая чудесные, сверкающие, переливающиеся многогранники кристаллов, не хотят верить, что они созданы природой, а не человеком.

Способы выращивания кристаллов в домашних условиях

Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома – это поваренная соль, морская соль, сахар и медный купорос.

Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:

1. путем выпаривания воды, в котором находится вещество;

2. путем изменения температуры воды, охлаждения.

Берется нужное вещество, готовится из него перенасыщенный (концентрированный) раствор, кладется в раствор так называемая затравка, мелкий кристаллик, и путем прилипания молекул вещества на затравку кристаллик растет. А чтобы молекулы прилипали, нужно либо остужать воду, либо выпаривать (можно и то, и другое). Быстрый способ выращивания кристаллов – это медленное охлаждение раствора.

Для выращивания кристаллов нам потребовалось:

нитка (шерстянная)

морская соль для ванны

Условия для выращивания кристаллов

Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.

Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор

Этап 1: Растворяем соль в подогретой воде

Этап 2: Мешаем до полного растворения (до тех пор, пока соль не будет больше растворяться)

Этап 3: Привязываем и опускаем в перенасыщенный раствор нитку

Этап 4: Даём раствору остыть и ждём появление кристаллов

Выращивание кристалла медного купороса

Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности – при производстве искусственных волокон, органических красителей и др. Его можно купить в магазине «Все для сада и огорода», «Цветы».

Работали вместе с учителем, т. к. это вещество ядовито. Нужно работать в перчатках и тщательно мыть руки после работы с порошком, растворами или кристаллами медного купороса.

1. Сделали концентрированный раствор. Для этого взяли теплую воду, растворили в ней столько медного купороса, сколько возможно.

2. Перелили через фильтр в другую чистую емкость.

3. Далее наш раствор поставили в темное теплое место.

4. Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса.

5Через 3 недели, когда кристалл вырос достаточно большим, мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком, чтобы предохранить от разрушения на воздухе.

Выращивание кристаллов пищевой и морской соли

1. Налили горячую воду в стакан, насыпали пищевую соль в стакан и оставили минут на 5, предварительно помешав. За это время соль растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.

Читайте также:  Белый грейпфрут: красные, розовые и желтые сорта, польза и вред, БЖУ

2. Перелили полученный раствор в чистый стакан через салфетку

3. Приготовили затравку. Привязали ее к нитке и опустили в раствор.

4. Далее раствор поставили в темное теплое место.

5. Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. На нитке появился налет, больше похожий на осадок или пыль. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.

6. Через 10дней мы вынули его из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристалл бесцветным лаком.

Результаты выращивания кристаллов пищевой соли

Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя горячий насыщенный раствор и специальные наборы. Для выращивания кристалловмы использовали разные вещества: поваренную соль, медный купорос, пищевую соду и воду.

Поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности (не растворять вещества в посуде, в которой готовят пищу) быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.

Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов», создали презентацию с фотографиями, выступили перед одноклассниками.

В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и в других классах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка в будущем.

В процессе работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов, изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».

В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы, рассказали одноклассникам и другим ребятам об итогах работы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами.

Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Помогли родители. Теперь мы знаем, как это делать.Были у нас и другие проблемы: разрушение и изменение цвета кристаллов, сросшиеся кристаллы. Но эти неудачи помогли нам понять, что мы делали неправильно.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты.Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в домашних условиях.

Не смотря на то, что мы научились выращивать кристаллы различных веществ, ещёстолько вопросов осталось без ответа:

– Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?

– Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.

А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом в следующем году.

Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

1. Вырастить кристаллы из поваренной и морской соли

3. Собрать коллекцию кристаллов.

Список использованных источников информации

1. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов,Минск: «Харвест», 2009

2. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, М. : РОСМЭН, 2010

3. Пакулова В. М. Природа. Неживая и живая. М. :«Дрофа», 1998

4. Шалагаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. М. :«Эксмо», 2006

Проект “Выращивание кристалла в домашних условиях”

Проект по теме “Выращивание кристалла в домашних условиях”

Содержимое разработки

«Выращивание кристалла в домашних условиях »

Почему мы заинтересовались этой темой?

Зимой мы часто любовались покрытыми инеем деревьями, внимательно рассматривали снежинки во время снегопадов. И на одном из уроков окружающего мира мы узнали, что и иней, и снежинки это кристаллы, которые образовываются из паров воды. Нам стало интересно, а из чего ещё могут образовываться такие красивые кристаллы?

  • Актуальность:

Данная тема является актуальной в связи с тем, что выращивание кристаллов очень интересное и увлекательное занятие. Мы узнаем много нового и интересно, нам нравится экспериментировать, наблюдать. оказывается, тоже являются кристаллами. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях.

Мы предполагаем, что в домашних условиях действительно можно вырастить некоторые виды кристаллов.

  • Цель проекта:

Провести исследование по выращиванию кристалла поваренной соли, медного купороса.

  • Задачи исследования:

1 .Узнать, что такое кристалл;

2.Какие бывают кристаллы;

3.Создать условия для роста кристаллов и провести эксперимент;

4.Проанализировать полученные результаты.

  • Объект исследования:кристаллы.
  • Предмет исследования:кристаллы поваренной соли.
  • Методы исследования:

1.Изучение литературы;

2.Опыты – наблюдение, исследование, анализ.

Мир кристаллов .

Кристаллы – поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и, самое главное, правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил…

Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл!

Люди научились выращивать искусственные кристаллы такие как: рубины, изумруды, бриллианты, которые широко используют в ювелирной промышленности.

В детских энциклопедиях и в интернете есть примеры выращивания кристаллов в домашних условиях.

А почему бы нам не попробовать?

Что такое кристаллы?

Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «холод» и «застывать», т.е. в древности это означало «застывший лед». По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело. Частички, из которых состоит кристалл, выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

Читайте также:  Как выглядят вши и гнид у человека: 15 фото и видео

Какие бывают кристаллы?

Кристаллы бывают очень разными.

Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста.

Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров.

Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом.

Применение кристаллов.

Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразны. Например, каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называет ее в быту просто солью. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Самый твердый из природных минералов – алмаз. Благодаря своей твердости алмаз играет большую роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Рубин применят при создании лазера. Оказывается, кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц!

Кристаллы применяют при создании телефонов, фото и видео камер, жидкокристаллических телевизоров.

Практическая часть.

Опыт № 1. Выращивание кристалла поваренной соли.

1. Для эксперимента мы взяли пластиковый стаканчик, горячую воду и соль. Соль добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.

2. К палочке привяли нитку, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с солью.

3. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.

4. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.

5. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.

Вывод: кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов.

Практическая часть.

Опыт № 2. Выращивание кристалла медного купороса.

Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы вредителями и болезнями растений.

1. Для выращивания кристалла медного купороса необходим порошок медного купороса, стеклянная баночка, горячая вода.

2. К баночку налили горячую воду, размешали порошок до полного растворения.

3. Привязали на палочку нитку и опустили ее в раствор. Поставили раствор охлаждаться.

4. Через 7 дней наши кристалл выглядел вот так.

5. Через 14 дней у нас вырос кристалл медного купороса.

Вывод: кристалл медного купороса растет быстрее соли, сам кристалл очень красивый с четкими гранями.

Эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить самому в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Кристаллы медного купороса растут быстрее, а кристаллы соли медленнее. Кристаллы растут намного быстрее, когда много тепла и света. Весь процесс происходит за 2-3 недели. Кристаллы можно выращивать разного цвета и размера.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристалл из поваренной соли, кристалл из медного купороса в домашних условиях.

Проект “Как вырастить кристаллы?”

Класс: д/с

Ключевые слова: соль , кристаллы , выращивание кристаллов из соли , исследовательский проект , детский сад

ВВЕДЕНИЕ

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время прогулки в детском саду, дети спросили «Почему снег хрустит под ногами» Придя в группу, мы решили найти ответы. И выяснили, что снег это множество снежинок, а снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Просмотрели презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со стен кристаллами. Стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы?»

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в НОД, в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.

Цель исследовательской работы: выращивание кристаллов поваренной соли в группе детского сада.

Перед собой поставили следующие задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • выяснить, откуда берется соль;
  • узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?
  • исследовать свойства соли опытным путем;
  • познакомиться со способами выращивания кристаллов;
  • провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);
  • выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.

Объект исследования: кристаллы соли.

Предмет исследования: соль.

Мы выдвинули гипотезу, что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.

Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы, рассматривание иллюстраций, рассматривание видеоролика «Откуда берется соль?», чтение сказки и пословиц о соли.

Предполагаемые результаты:

  • расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;
  • развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;
  • дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.

Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из поваренной соли.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в познавательно исследовательскую деятельность детей.
Читайте также:  Быки мясной породы: названия и описания

Для педагога:

  • Способствовать познавательно-исследовательской активности детей.
  • Создать условия для проведения экспериментов.
  • Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный этап:

  • Беседа о соли, пословицы и поговорки.
  • Чтение чешской народной сказки «Соль»
  • НОД по окружающему миру «Волшебница – соль и разгаданная тайна».
  • Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  • Формирование творческой проектной группы детей.
  • Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.

2-й этап – основной этап:

  • Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
  • Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»;

3-й этап – заключительный этап:

  • обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
  • совместная деятельность педагога, родителей, детей.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) лёд.

По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело.

Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара.

Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома.

Большой интерес вызвала книга А.И.Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Это пособие посвящено обучению ребенка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками. Книга содержит методические рекомендации по обучению старших дошкольников навыкам исследовательского поиска.

В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» М.Ю.Бурыкина представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы.

В книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет под редакцией О.В.Дыбина. В содержание включены игры, алгоритмы, схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.

В энциклопедиях представлены опыты и эксперименты по выращиванию кристаллов в домашних условиях из различных веществ (соль, сахар, сода, медный купорос и другие).

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.

Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.

Из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой ветки деревьев. Снежинки – это кристаллы льда, точнее – сростки простых кристаллов льда – иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега.

Кристаллами так же являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются человеком в различных сферах деятельности (науке, промышленности, оптике, электронике).

В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.

Проанализировав имеющийся материал и определив методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в группе детского сада.

С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде.

Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»

Взяли небольшое количество соли насыпали на лист черного картона и рассмотрели при помощи лупы.

Вывод: соль – сыпучая, состоит из кристаллов.

Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»

Мы взяли две емкости с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: соль растворяется в воде, в горячей воде соль растворяется быстрее.

Опыт «Выпаривание соли»

Мы взяли стаканчик, налили туда воды, добавили соль с красителем, размешали. Взяли из стакан небольшое количество соляного раствора на ложку и поместили на огонь. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли.

Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.

Выяснив свойства и качества соли мы предположили (поставили гипотезу), что в группе детского сада мы можем вырастить кристаллы соли и приступили к выращиванию кристаллов поваренной соли из соляного раствора.

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Мы взяли соль, насыпали в ёмкость с тёплой водой, перемешивали пока она не растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться, и стала оседать на дно, добавили краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли.

В раствор мы поместили шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать.

Читайте также:  Абутилон мегапотамский

Через пять дней мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где не было воды образовались отложения соли.

Нам было интересно появились ли кристаллы на наших ниточках. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были не большими.

Проанализировав полученный результат, мы решили подождать еще пять дней, поставив наши кристаллы возле системы отопления.

Мы заметили, что после пяти дней (а прошло всего десять дней) вода в соляном растворе, возле системы отопления, испарилась. Сделали вывод, что возле системы отопления вода испаряется быстрее.

Результат: мы получили кристаллы поваренной соли. Рассмотрели через лупу.

Вывод:

1. Поваренная соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой» (трубочкой).

4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.

5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в группе детского сада.
Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить разные кристаллы в домашних условиях совместно с родителями (см. Приложение).

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенной исследовательской работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:

  • кристаллы – это твердое состояние вещества, они имеют разную форму и цвет;
  • кристаллы окружают нас повсюду;
  • дети расширили свои знания о соли и её свойствах;
  • на форму кристаллов оказывает температура;
  • при благоприятных условиях поваренная соль принимают форму кристаллов;
  • быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда насыщенный раствор размещается вблизи с отопительной системой;
  • дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Выяснили, откуда берется соль, узнали, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное, научились самостоятельно выращивать кристаллы соли.

По всей проделанной работе мной была подготовлена консультация для родителей на тему «Как вырастить кристаллы из поваренной соли?».

Уважаемые родители!

На улице холодно и ветрено, и не хочется выходить на улицу. Чем же занять ребёнка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри – вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, с помощью воды и соли можно вырастить кристаллы. Это совсем несложно, но займёт несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции, соль не растворяется) и осторожно опустите в него шерстяную ниточку, привязанную к палочке. Через какое-то время на ниточке появятся кристаллы.

В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.

Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.

Научно-исследовательский проект “Загадочное творение природы или как вырастить кристаллы”

Научно-исследовательский проект
“Загадочное творение природы или как вырастить кристаллы”

Актуальность. Человек во всем стремиться быть наравне с природой. Сегодня ему под силу очень многое, что уж говорить об искусственном воссоздании структуры минералов. С древнейших времён наши предки видели в них творения ангелов или подземных духов. Природные кристаллы всегда вызывали любопытство у людей. Цвет, блеск и форма восхищали человека. Кристаллы выглядят так, словно их кто-то специально вырезал и раскрасил. Такая идея, как вырастить кристалл – это отличная возможность изучить химические свойства разных веществ и почувствовать себя мастером на все руки. Это увлекательное занятие отлично подойдёт для детей школьного и дошкольного возраста. Ребятам будет интересно наблюдать за ходом работы, постигая химическую науку таким интересным путем.

  1. Изучить литературу по данной теме
  2. Собрать свою коллекцию
  3. Оформить результаты исследования
  1. Опытно – исследовательский метод
  2. Метод наблюдения
  3. Эксперимент

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты нашего исследования позволят как дошкольникам и школьникам изучить окружающий мир, с помощью такого простого эксперимента, а и их родителям быть более заинтересованными и оригинальными во времяпрепровождении со своими детьми.

  1. 1. История изучения кристаллов

С кристаллами были связаны суеверия – как амулеты, они должны были не только ограждать своих владельцев от злых духов, но и наделять их сверхъестественными способностями. Все природные драгоценные камни, являются кристаллическими, и многие из них, такие, как алмаз, рубин, сапфир и изумруд, попадаются в виде прекрасно ограненных кристаллов.

Слово «кристаллос» в переводе с греческого означало «лед», а в дальнейшем «горный хрусталь». Все кристаллы состоят из замёрзшей воды, а также все камни и горные породы.

Кристалл – это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и количество граней. Частички, из которых состоит кристалл выстраиваются и соединяются различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь разную форму и размер.

Кристаллы часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных многогранников достигают человеческого роста. Встречаются очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем листок бумаги. Но бывают и огромные, толщина которых достигает нескольких метров. Иногда образуются кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые. Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый».

Читайте также:  Вентиляция в туалете на даче своими руками

1.3 Способы выращивания кристаллов

Существует два основных способа выращивания кристаллов в домашних условиях:

Путем выпаривания воды, в котором находится вещество.

Путем изменения температуры воды, охлаждения.

Первый способ – постепенное удаление воды из насыщенного раствора. В этом случае, чем медленнее удаляется вода, тем лучше получается результат. Необходимо оставить открытым стакан с раствором при комнатной температуре на длительный срок, накрыв его листом бумаги, — вода при этом будет испаряться медленно, и пыль в раствор попадать не будет. По мере испарения воды в стакан следует подливать свежий раствор.

Второй способ – охлаждение насыщенного раствора. Сначала в растворе и на стенках сосуда появляются крошечные кристаллы – зародыши. Когда охлаждение медленное, зародышей образуется немного, и постепенно они превращаются в красивые кристаллики правильной формы. При быстром охлаждении возникает много мелких кристалликов, почти никакой из них не имеет правильную форму, ведь их растёт множество, и они мешают друг другу.
В данном случае, мы использовали второй способ – охлаждение раствора. Этот способ показался нам наиболее лёгким.

1.4 Условия выращивания кристаллов

  1. Кристалл нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора
  2. Не допускать попадание мусора в раствор
  3. Отсутствие сквозняков
  4. Неяркий свет
  5. Отсутствие вибрации

Техника безопасности при эксперименте:

Нельзя использовать пищевую посуду, так как ее применение во время приема пищи способно спровоцировать отравление организма;

Нельзя употреблять пищу одновременно с проведением опытов, что тоже может вызвать отравление;

Нельзя для опытов использовать неизвестные материалы;

Все химические вещества нужно хранить в герметической упаковке в сухом безопасном месте, которое закрыто от маленьких детей и животных;

Во время проведения опытов нужно пользоваться перчатками и защитной одеждой;

В случае попадания раствора на кожу нужно немедленно промыть этот участок чистой проточной водой

Как вырастит кристалл проект

Автор: Асатрян Галина Сергеевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 31 МО Усть-Лабинский район

Населенный пункт: Краснодарский край, п. Южный

Здравствуйте. Меня зовут Толмачев Эдуард, мне 6 лет, я воспитанник старшей дошкольной группы детского сада № 31

Тема моего исследовательского проекта «Выращивание кристаллов в домашних условиях».

Кристаллы – поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и, самое главное, правильная форма. Кристаллы выглядят так, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил.

Однажды, воспитатель принес в группу интересный предмет – кристалл. Мы стали разглядывать, трогать, задавать разные вопросы. И тогда, я спросил: А где вы его взяли? Вырастила! – ответил воспитатель. А потом она предложила нам тоже попробовать вырастить кристаллы в группе и пронаблюдать, что из этого получиться.

Объект исследования:кристаллы.

Цель проекта: научиться выращивать кристаллы в домашних условиях.

Задачи проекта:

  • Узнать, что такое кристаллы;
  • Какие бывают кристаллы;
  • Создать условия для роста кристаллов и провести эксперимент;
  • Проанализировать полученные результаты
  • Кристаллы поваренной соли;
  • Кристаллы медного купороса;
  • Кристаллы из набора «Волшебный кристалл».
  • Наблюдение;
  • Эксперименты;
  • Опыты

Гипотеза:

Мы предполагаем, что в домашних условиях действительно можно вырастить некоторые виды кристаллов.

Предметы исследования:

Методы исследования:

Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «холод» и «застывать», т.е. в древности это означало «застывший лед». По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело. Частички, из которых состоит кристалл, выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.

Кристаллы бывают очень разными.

Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста.

Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров.

Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом.

В природе кристаллы встречаются почти везде. Например, замерзшая вода – состоит из кристаллов льда.

Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразны. Например, каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называет ее в быту просто солью. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Также мы можем встретить кристаллы и у себя дома – сахар.

Кристаллы применят при создании лазера, телефонов, фото и видео камер, жидкокристаллических телевизоров.

Для подтверждения своих полученных знаний я решил провести несколько опытов.

Так как для опытов нужна горячая вода, следует соблюдать правила безопасности. Воду должны наливать взрослые

Опыт первый. Выращивание кристалла из поваренной соли.

Оборудование: пластиковый стакан, вода, соль, палочка, нитка.

1. В налитый стакан добавляем соль, добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.

2. К палочке привяли нитку, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с солью.

3. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.

4. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.

5. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.

Вывод: кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов.

Опыт второй. Выращивание кристалла из медного купороса.

Читайте также:  Ваша семья оценит помидоры в собственном соку — они обалденные

Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы вредителями и болезнями растений.

Оборудование: порошок медного купороса, пластиковый стакан, вода, палочка, нитка.

1. В стакан налили горячую воду, размешали порошок до полного растворения.

2. Привязали на палочку нитку и опустили ее в раствор. Поставили раствор охлаждаться.

3. Через 7 дней наш кристалл выглядел вот так.

4. Через 14 дней у нас вырос кристалл медного купороса.

Вывод: кристалл медного купороса растет быстрее соли, сам кристалл очень красивый с четкими гранями.

Опыт третий. Выращивание кристалла из набора «Волшебные кристаллы».

Оборудование: набор «Волшебные кристаллы».

1. Наливаем раствор из набора в контейнер со специальными бумажными

2. И ставим в светлое место.

3. Через 3 дня у нас выросла вот такая красота.

Вывод: кристалл растет быстро, очень красивый и похож на самоцвет.

Опытным путём я доказал, что кристаллы можно вырастить самому в домашних условиях.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристалл из поваренной соли, кристалл из медного купороса, кристалл из набора «Волшебные кристаллы» в домашних условиях.

Проект: «Выращивание кристаллов»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Образовательная Школа № 17»

Научно-Практическая Конференция Школьников

«Первые шаги в науку»

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ

Куликова Диана 8»А»

Срок выполнения проекта:

Цель проекта (Как ожидаемый результат )

1. Выращивание кристаллов из разных веществ.

2. Украшения из кристаллов (см. Приложение).

Основная задача проекта

Что необходимо сделать, чтобы решить задачу проекта?

Какие личностные качества разовьются в ходе выполнения проекта?

· Изучить литературу по минералогии;

· Изучить условия образования кристаллической структуры минералов;

· Вырастить кристаллы поваренной соли, медного купороса.

· Выявить особенности кристаллической структуры выращенных минералов и на основе данных составить таблицу.

Основной текст проекта:

КРИСТАЛЛЫ — вещества, в которых мельчайшие частицы “упакованы” в определенном порядке. Кристалл от греческого krystallos, первоначально – лёд, в дальнейшем – горный хрусталь или кристалл, твёрдые тела, имеющие естественную форму правильных многогранников. Эта форма – следствие упорядоченного расположения атомов, образующих трёхмерно-периодическую пространственную укладку – кристаллическую решётку. Каждому химическому веществу, находящемуся при данных термодинамических условиях (температуре или давлении) в кристаллическом состоянии соответствует определённая кристаллическая атомная структура кристаллов, обладающей той или иной симметрией атомной структуры, соответствующей ей макроскопической симметрией внешней формы. Большинство природных или технических твёрдых материалов являются поликристаллическими, они состоят из множества отдельных, беспорядочно ориентированных, мелких кристаллических зёрен, иногда называемых кристаллитами. Таковы, например многие горные породы, технические металлы и сплавы. Одиночные кристаллы природные или синтетические называются монокристаллами. Кристаллы образуются и растут чаще всего из жидкой фазы – раствора или расплава; возможно получение кристаллов из газовой фазы или при фазовом превращении в твёрдой фазе. В природе встречаются кристаллы различных размеров – от громадных до сотен килограмм: кристаллы кварца, горного хрусталя, флюорита, полевого шпата; до мелких кристаллов алмаза и др. Для научных и технических целей разнообразные кристаллы выращивают или синтезируют в лабораториях и на заводах, можно получить кристаллы и таких сложных природных веществ, как белки и даже вирусы.

Законы построения всех кристаллов теоретически вывели русский кристаллограф Евграф Степанович Федоров () и немецкий кристаллограф Артур Шёнфлис. Замечательно, что Федоров сделал это за 20 лет до того, как в1912г. на опыте с помощью рентгеновских лучей было доказано, что действительно атомы в кристаллах располагаются правильным строением и что законы их расположения именно таковы, как было гениально предугадано русским ученым Федоровым.

3.

Многообразие кристаллов

Кристаллизация – процесс образования кристаллов из раствора, расплава, а иногда и из газовой фазы. На нем основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. В наибольших масштабах производится искусственный кварц.

Синтетический кварц получают из природного – низкосортного, мелкокристаллического, в основном из речного песка. Сырьё помещают в автоклав, который затем заполняют концентрированным раствором соды. Аппарат закрывают крышкой, к которой подвешены затравочные пластины из природного или синтетического монокристалла кварца. При повышенной температуре и давлении в автоклаве образуется насыщенный и даже перенасыщенный раствор кремнезема, и из него на затравку постепенно нарастают все новое количество SiO2.

Монокристалл кварца растет со скоростью порядка 1мм в сутки и достигает нескольких килограммов. Подобным же образом выращивают другие искусственные минералы: корунд, карборунд, криолит, фианит, слюды и т. д.

Но процессы кристаллизации важны не только для минерального синтеза. В химической технологии, к примеру в производстве соды, без нее тоже не обойтись.

Кристаллогидраты – это кристаллы, включающие молекулы воды. Многие соли, а также кислоты и основания выпадают из водных растворов в виде кристаллов. Типичными кристаллогидратами являются многие природные минералы например: гипс, карналлит. Кристаллизационная вода обычно может быть удалена нагреванием, при этом разложение кристаллогидратов часто идет ступенчато: Медный купорос (синий) выше 105ºC переходит в (голубой) или в (белый), полное обезвоживание происходит выше 250ºC. Однако некоторые соединения, устойчивы только в форме кристаллогидрата и не могут быть обезвожены.

Кристаллохимия – это наука, изучающая химическую связь и расположение атомов в кристаллах. Изучена атомная кристаллическая структура уже более 20 тыс. химических соединений.

Составляющие кристалл частицы расположены в нем упорядоченно и периодически. Все кристаллические структуры подразделяют на

гомодесмические и гетеродесмические. В первых – все частицы (атомы или ионы) связаны друг с другом одинаковыми химическими связями (такую структуру кристалла имеет алмаз и хлорид натрия).

По типу химической связи между образующими кристалл частицами или структурными фрагментами различают ковалентные (алмаз), ионные (NаCI), молекулярные (CO2) и металлические кристаллы. Ковалентные кристаллы сильно преломляют свет, обладают повышенной твердостью и, как правило, плохо проводят тепло и электричество. Кристаллы с металлической связью пластичны, непрозрачны, хорошо проводят электрический ток. Грани любого кристалла всегда плоские, ребра между гранями прямолинейные. Существует 32 класса симметрии кристаллических многогранников, которые группируются в соответствие с наличием в них определенных элементов симметрии в семь сингоний: триклинную, моноклинную, ромбическую, тетрогональную, гексоральную, тригональную, кубическую. Если во время роста кристалла изменяются условия или в кристалл попадают примеси, то в результате этих взаимодействий идеальная структура кристалла нарушится, и в нем появятся различные дефекты. От количества и типа дефектов в кристалле зависят многие его свойства: прочность, пластичность, окраска. В технике часто в кристаллы вводят небольшие количества определенных примесей, чтобы изменить в нужную сторону те или иные свойства кристалла. Bведение в кристалл Германия или кремния атомов элементов III и IV групп периодической системы значительно расширяет возможности применение Германия и кремния в полупроводниковой технике. Это лишь один из примеров практической значимости кристаллохимии.

Читайте также:  Виноград Марсело: описание сорта и правила выращивания

Кристаллы растут – для образования кристалла необходимо, чтобы миллионы частиц выделились из раствора и расположились по точному правильному узору, но организуются ли они все сразу, большими массами, попадая в нужные положения, приспосабливаясь друг к другу, или откладываются по очереди таким же образом, как мы сами конструируем модель. При образование кристалла выделяется большое количество энергии, очевидно, это происходит на гранях, т. е. сами, где осаждаются частицы вещества. Кроме того, скорость выращивания кристаллов зависит еще и от количества соли в растворе. Раствор в котором выращивают кристаллы должен быть насыщенным. Когда кристаллический зародыш уже образовался и начинает расти, часть растворенного материалы переходит из раствора на кристалл и концентрация раствора вблизи кристалла падает, он становится ненасыщенным. 5.

Формы кристаллов

Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства.

Русский учёный установил, что в природе может существовать только 230 различных пространственных групп, охватывающих все возможные кристаллические структуры. Большинство из них (но не все) обнаружены в природе или созданы искусственно. Кристаллы могут иметь форму различных призм, основанием которых могут быть правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.

В основе классификации кристаллов и объяснения их физических свойств может лежать не только форма элементарной ячейки, но и другие виды симметрии, например, поворот вокруг оси. Осью симметрии называют прямую, при повороте вокруг которой на 360° кристалл несколько раз совмещается сам с собой. Число этих совмещений называют порядком оси. Существуют кристаллические решётки, обладающие осями симметрии 2-го, 3-го, 4-го и 6-го порядков. Возможна симметрия кристаллической решётки относительно плоскости симметрии, а также комбинация разных видов симметрии.

Большинство кристаллических тел являются поликристаллами, т. к. в обычных условиях вырастить монокристаллы достаточно сложно, этому мешают всевозможные примеси. Современная техника нуждается в кристаллах высокой степени чистоты, поэтому перед наукой встал вопрос о разработке эффективных методов искусственного выращивания монокристаллов различных химических элементов и их соединений.

Выращивание кристаллов – это хобби, приверженцы которого создают

собственные клубы и участвуют в соревнованиях. Выращивание кристаллов – это сложный технологический процесс, поэтому, чем дольше ждёшь, тем более впечатляющими будут результаты.

Формы кристаллических решёток

Примеры простых кристаллических решёток: 1 – простая кубическая; 2 – гранецентрированная кубическая; 3 – объёмно-центрированная кубическая; 4 – гексагональная

Формы кристаллов

7.

Кристаллические решётки металлов часто имеют форму гранецентрированного (медь, золото) или объёмно-центрированного куба (железо), а также шестигранной призмы (цинк, магний).

РАЗНООБРАЗИЕ КРИСТАЛЛОВ

МЕДНОГО КУПОРОСА

ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Практическая часть проекта:

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1

Объект исследования:

Получение кристалла медного купороса.

Гипотеза: если выращивать кристаллы по инструкции, то в результате опыта получится кристаллы из используемого концентрированного раствора.

Ход исследования: Сначала приготовим как можно более концентрированный раствор медного купороса, внося его в стакан с водой, – до тех пор, пока очередная порция соли не перестанет растворяться при перемешивании. После этого слегка подогреем смесь, чтобы добиться полного растворения соли. Для этого стакан поставим в кастрюлю с теплой водой.
Полученный концентрированный раствор перельем в банку или химический стакан; туда же с помощью проволочной перемычки (можно также сделать перемычку из стержня шариковой ручки) подвесим на нитке кристаллическую “затравку” – маленький кристаллик медного купороса – так, чтобы он был погружен в раствор.

НАБЛЮДЕНИЕ № 1

Условия наблюдения: Химический стакан с раствором медного купороса и нитка с “затравкой” для выращивания кристаллов. Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса, похожий на драгоценный камень. Cосуд с раствором поставим в открытом виде в теплое место. Следует следить за ростом кристалла каждый день, ни в коем случае не поднимая, не поворачивая и не сотрясая стакан с раствором, иначе эта встряска породит в системе незапланированную, иногда мгновенную кристаллизацию.

Результаты: В результате наших опытных действий образовались кристаллы медного купороса. 10.

Читайте также:  Как используется хвощ полевой в медицине: лечебное действие, полезные свойства и противопоказания

Так будет выглядеть кристалл медного купороса, выращенный из раствора.

Этапы выращивания кристалла медного купороса

1.Возьмём понравившийся крупный кристаллик медного купороса.

2.Сделаем из него «затравку», обвязав ниткой, и опустим в стакан с концентрированным раствором медного купороса на несколько дней.

3.Через несколько дней получим вот такие небольшие кристаллы медного купороса.

4.Опустим полученные кристаллы в новый раствор медного купороса ещё на несколько дней.

11.

5.После этого опустим кристаллы в новый раствор медного купороса и в течение двух недель не забываем при этом обновлять его каждые два дня.

6.Через две недели получим крупные кристаллы медного купороса.

12.

7.Полученные кристаллы медного купороса покрываем прозрачным лаком.

В таком виде кристаллы хранятся долгое время.

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2

Объект исследования:

Получение кристалла поваренной соли.

Гипотеза: если выращивать кристаллы по инструкции, то в результате опыта получится кристаллы из используемого концентрированного раствора.

Ход исследования: Сначала приготовим как можно более концентрированный раствор поваренной соли, внося соль в стакан с водой, – до тех пор, пока очередная порция соли не перестанет растворяться при перемешивании. После этого слегка подогреем смесь, чтобы добиться полного растворения соли. Для этого стакан поставим в кастрюлю с теплой водой.
Полученный концентрированный раствор перельем в банку или химический стакан; туда же с помощью проволочной перемычки (можно также сделать перемычку из стержня шариковой ручки) подвесим на нитке кристаллическую “затравку” – маленький кристаллик той же соли – так, чтобы он был погружен в раствор.

НАБЛЮДЕНИЕ № 2

Условия наблюдения: Химический стакан с раствором медного купороса и нитка с “затравкой” для выращивания кристаллов. Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса, похожий на драгоценный камень. Cосуд с раствором поставим в открытом виде в теплое место. Следует следить за ростом кристалла каждый день, ни в коем случае не поднимая, не поворачивая и не сотрясая стакан с раствором, иначе эта встряска породит в системе незапланированную, иногда мгновенную кристаллизацию.

Результаты: В результате наших опытных действий образовались кристаллы поваренной соли.

Так будет выглядеть кристалл поваренной соли, выращенный из раствора.

Этапы выращивания кристалла поваренной соли

1.Возьмём понравившийся крупный кристаллик поваренной соли.

2.Сделаем из него «затравку», обвязав ниткой, и опустим в стакан с концентрированным раствором поваренной соли на несколько дней.

3.Через несколько дней получим вот такие небольшие кристаллы поваренной соли.

4.Опустим полученные кристаллы в новый раствор поваренной соли ещё на несколько дней.

15.

5.После этого опустим кристаллы в новый раствор поваренной соли и в течение двух недель не забываем при этом обновлять его каждые два дня.

6.Через две недели получим крупные кристаллы поваренной соли.

16.

7.Полученные кристаллы поваренной соли покрываем прозрачным лаком.

В таком виде кристаллы хранятся долгое время.

18.

Информационная поддержка проекта:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/кристаллы : Википедия.

2. http://www. /page6.html : Выращивание кристаллов в домашних условиях.

3. http://course-crystal. /p31aa1.html : Мир кристаллов (дистанционный курс по физике).

Сравнение скорости роста кристаллов

Медный купорос растёт быстрее

Медный купорос – синий цвет

Соль растёт медленней

Соль – белый цвет

1.Чтобы вырастить кристаллы в домашней лаборатории, я применила методику испарения насыщенного раствора открытым способом.
2.Для выращивания кристаллов можно взять следующие вещества: морскую соль, медный купорос, сахар, для выращивания кристаллов меди необходимы медный купорос, поваренная соль, стальная пластинка
3. Я выяснила, что для получения красивых фигур, подходит больше всего морская соль. Медный купорос дает крупные кристаллы, и его лучше использовать для получения одиночных кристаллов.

Ячмень как сидерат

Посев ячменя как сидерата в огороде избавит от необходимости внесения минеральных и органических удобрений, не даст зарасти участку сорняками и облегчит труд садовода. Рассмотрим самый практичный способ сидерации садовой земли.

  1. Чем полезен ячмень как сидерат
  2. Когда и как сеять ячмень
  3. Правильная сидерация
  4. Севооборот и комбинация

Чем полезен ячмень как сидерат

Сидераты по-другому называют «зелеными удобрениями». Это группа разнородных растений, которые выращиваются для повышения плодородия почвы. Процесс применения растений как удобрение называют «сидерацией».

Сегодня в качестве сидерата используются около 400 растений. Среди них отдельно выделяют злаковые культуры, в число которых входит и ячмень. К моменту наращивания густой зеленой массы в ячмене копится много органического вещества, основных макро- и микроэлементов: азота, фосфора, калия, кальция, магния и др. Он становится экологически чистым и питательным удобрением.
Большую работу проделывают и корни ячменя. Они образует множество мелких канальцев, увеличивая воздухо- и водопроницаемость грунта.

Преимущества посева ячменя:

  • Образуется гумус. Зеленая масса растения разлагается под влиянием углерода, влаги, червей и почвенных микроорганизмов и образует гуминовые вещества. Чем больше их в грунте, тем больше плодородие. Конкретно улучшаются: корнеобразование, дыхание, фотосинтез, питание, устойчивость к неблагоприятным воздействиям растений.
  • Почва структурируется. Через мелкие каналы вода быстрее поступает в глубокие слои или в верхние во время засухи. Земля постоянно аэрируется, рыхлая и комфортная для развития последующих культур.
  • Сорных трав меньше. Густая листва, разветвленные корни, которые выделяют ядовитые вещества, подавляют рост сорняков. Особенно эффективен ячмень против пырея.
  • Земля обеззараживается. Корневые выделения ячменя токсичны для некоторых вирусов и бактерий.
  • Вредителей на участке меньше. Растение привлекает полезных насекомых хищников, уменьшает количество нематод, цикадок, тли на участке.
  • Почва защищена от эрозии. На участках с легким грунтом, с уклоном или в регионах с обильными дождями плодородный слой земли разрушается ветром или вымывается водой. Растение плотными корнями и густой листвой сдерживает этот процесс, восполняет потерянный плодородной слой.
  • Увеличивается количество и качество урожая. Огородные культуры после сидерации почвы быстрее развиваются, получают больше питания, меньше болеют. Увеличивается количество плодов, в них больше сахаров, витаминов, минералов, крахмала и белков с незаменимыми аминокислотами.
Читайте также:  Груша 'Стрийская' — описание сорта, характеристики

Единственный недостаток ячменя и других злаков — привлекательность их корней для проволочников. Если на участке замечен этот вредитель, культуру лучше заменить горчицей, которая отпугивает проволочника.

Во время исследований доказано, что эффект правильной сидерации приравнивается к пользе от внесения навоза. Главное, без применения химии. То есть, посеяв сидерат, можно получить питательное органическое удобрение без затрат на транспортировку и внесение. К тому же семена ячменя обойдутся гораздо дешевле навоза.

Когда и как сеять ячмень

Во время планирования посева следует учесть: ячмень бывает яровая и озимая. Яровая культура предназначена для посева весной, озимая — осенью.

Озимый ячмень до зимы порастает в небольшую высоту, но самое активное развитие начинает после схода снега. Это может стать проблемой для садовода в самый пик весенних работ, придется обрабатывать густые заросли перед посевом основной культуры. Поэтому не стоит засевать большие участки озимым ячменем. Озимую культуру лучше сажать только в южных регионах с мягкими зимами, при очень низкой температуре высок риск замерзания.

Во время весеннего посева ячменя ориентируются на температуру почвы, она должна прогреться до +5 °С. В зависимости от региона срок посева ярового ячменя приходится на вторую половину марта или на апрель. Также культуру можно сажать в течение лета, после освобождения грядок от раннеспелых культур. Озимый ячмень сажают в конце августа или в сентябре.

Поскольку ячмень сеется не для сбора урожая, можно выбирать место после любых растений, кроме злаковых культур. Многолетняя посадка злаков на одном и том же месте может привести к накоплению патогенов в почве и увеличению вредителей на участке.

Средней расход зерен на 1 м 2 — 15-25 г, для подавления роста сорняков можно сажать гуще — 25-27 г. Участок очищают, перекапывают и боронуют. Семена равномерно распределяют по поверхности почвы, заделывают граблями и поливают водой.

Во время прорастания семян важна влага. В сухую погоду участок поливают. И это единственная забота садовода, рыхлить и удобрять сидераты не нужно.

Ячмень срезают через 7-8 недель после появления всходов. К этому времени растение вырастает около 60 см в высоту. Затягивать срок срезки не стоит. Иначе растение начнет колоситься, тратить накопленные питательные вещества на формирование зерен.

Правильная сидерация

Известно, что около 80 % эффекта от сидерации теряется при перекопке участка и запахивании растения в землю. При этом нарушается структура земли и симбиоз почвенных микроорганизмов, созданных корнями ячменя.

Под землей без доступа воздуха процесс разложения зеленой массы крайне слабый или отсутствует вовсе. Запаханный сидерат может попросту гнить, увеличивая количество токсичных патогенов в почве.

Два основных условия для быстрой ферментации зеленой массы и образования гумуса — большое количество воздуха и влаги.

Правила сидерации с максимальной пользой для почвы:

  • Срезка ячменя под корень до колошения. Срезать удобно плоскорезом.
  • Равномерная раскладка зеленой массы по поверхности почвы. Можно слегка заделать в верхний слой грунта.
  • Полив участка водой в сухую погоду. Через 2-3 дня для ускорения ферментации на поверхность скошенной травы можно уложить слой компоста высотой 0,6 м или полить его любым ЭМ-препаратом.
  • Перекапывать почву не нужно. Корни сидерата будут постепенно разлагаться в грунте, обеспечивая кормом червей и почвенные микроорганизмы.
  • Основную культуру после скашивания сидерата сажают через 2-3 недели. Этот интервал нужен, чтобы вредные корневые выделения (колины), которые угнетают рост других растений, вымылись в недосягаемые корнями слои грунта.
  • Яровой ячмень, который сеялся перед зимой, скашивать не нужно. Зимой зеленая масса разложится под снегом. Весной этот участок можно подрыхлить, сразу сеять и сажать основную культуру.

Во время прорастания семян ячмень выделяет вещества, которые стимулируют рост корней плодовых культур. Также корневая слизь прорастающего злака до 60 % увеличивает концентрацию гуминовых веществ в почве.

Это свойство растения можно использовать во время посадки саженцев всех плодовых культур. Для этого горсть семян добавляют в посадочную яму, появившиеся проростки подрезают тяпкой.

Не стоит сажать рассаду среди сидератов. Их корневые выделения будут угнетать корни молодых растений, ухудшая приживаемость. Слабая рассада может погибнуть. Всегда выдерживайте интервал минимум две недели.

Севооборот и комбинация

Не стоит на участке выращивать только один вид сидератов. Это может привести к почвоутомлению, пользы от сидерации не будет.

Ячмень можно чередовать:

  • крестоцветными культурами: рапс, редька масличная, различные виды горчицы и др.;
  • бобовыми культурами: горох, фасоль, люпин, клевер, люцерна, донник и др.;
  • растениями из других семейств: фацелия, гречиха, амарант, мальва и др.

Чтобы получить больше пользы, злаки можно посеять совместно с бобовыми. При этом нужно учитывать особенности растений: разрастание корней, стеблей и листьев. Поэтому при смешивании семян придерживаются соотношения бобовых и злаковых 1 : 5.

Несмотря на очевидную пользу, сидерация не пользуется большой популярностью у садоводов. В большей части это связано с недостаточной осведомленностью огородников. Поэтому, если есть сомнения, можно попробовать засадить небольшой участок ячменем или другим зеленым удобрением. Положительные результаты непременно будут и приятно удивят.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: